воскресенье, 5 декабря 2010 г.

Русским наторговали

С понедельника по четверг в Лондоне проходили традиционные "Русские торги" аукционных домов Christie's, Sotheby's, Bonhams и MacDougall`s. И хотя всего один лот преодолел границу в £1 млн., именно он стал главной сенсацией. 

Открывший неделю своими торгами дом Christie's, хоть и собрал весьма достойную самого себя коллекцию лотов, распродал далеко не все (при этом улучшив итоги по сравнению с июньскими торгами, продав в общей сложнасти на £14,9 млн.). Самыми дорогими лотами стали не картины, а пара императорских фарфоровых ваз, ушедших за £993 тыс., а также табакерка с портретом Николая II работы Фаберже, установившая ценовой рекорд на табакерки - £937 тыс. За такую цену ее приобрел российский коллекционер Александр Иванов, организовавший свой собственный музей в Баден-Бадене.



Картина Константина Коровина "Дама в белом, сидящая в саду" ушла к новому владельцу за £892 тыс., даже не достигнув верхней оценки эстимейта (что можно сказать о большинстве лотов). А три из четырех предлагаемых картин Кончаловского и вовсе остались непроданными. Тем не менее, Christie’s продал 67% всех выставленных лотов, показав лучший результат всей "Русской недели".

Торги Sotheby's также в этот раз особо не отличились и в сумме набрали £10,3 млн. Из живописи была распродана примерно половина лотов, из декоративно-прикладного искусства - и того меньше.

А вот аукционный дом Bonhams остался при своем, ничем не удивив, но и не разочаровав. Всегда приятно смотреть их каталоги - Айвазовский, Бололюбов, Левитан, Верещагин, Шишкин - там также присутствуют, и пусть это не самые знаменитые, пусть даже "второсортные" работы, но зато по доступным ценам, порой всего в несколько тысяч фунтов. Каждый раз возникает вопрос, почему российские региональные музеи, которые зачастую не могут похвастаться ни одной картиной этих мастеров в своей экспозиции, ничего там не приобретают. То ли попросту не знают, что так можно (тоже не верил в такой вариант, пока не пообщался с некоторыми искусствоведами, не знающими о существовании этих аукционных домов), то ли потому что билет и командировочные в Лондон превзойдут цену самой картины. И я не иронизирую, и ни в коем случае не насмехаюсь. Просто мне одновременно и непонятно, и понятно почему так, и оттого только грустно.

А вот радостно было на этой неделе Екатерине и Уильяму Макдугалл - владельцам аукционного дома MacDougall`s, чей лот стал самым дорогим. Причем весьма, несопоставимо и неожиданно дорогим.
Картина не совсем русской тематики и не совсем русского художника. Отучившийся в Петербургской Академии художеств, уроженец Казани Николай Фешин работал школьным преподавателем живописи в своем родном городе. После известных событий, решение покинуть родину он принял в 1923 году, перебравшись в США, где его знают и покупают гораздо активнее. Тем не менее, на этот раз рекорд установили русские. 



Картину "Маленький ковбой" он написал в 1940-х, до которых уже успел прославиться своими другими работами. Но именно эта считается одной из самых лучших. Изначально "Маленький ковбой" был оценен довольно высоко - в £500–700 тыс. Неизвестно почему, двое покупателей (оба делавших ставки по телефону) решили побороться именно за эту картину. Превысив эстимейт в 10 раз, торги за нее завершились ударом молотка на сумме £5,8 млн. (а в месте с комиссией аукциона итоговая цена составила £6,9 млн.). Интересно, знали ли эти не уверен что рассудительные покупатели, что эта картина буквально полгода назад ушла с молотка американского аукциона William Doyle всего за $632 500.

Вот в таких событиях и заключается прелесть аукционов. 

Суммарные продажи "Русских торгов" четырех аукционных домов составили £45 млн.