четверг, 27 января 2011 г.

Урожай прошлого года

Аукционный дом Christie's отчитался о своих победах и достижениях за прошлый год, который стал рекордным за всю 245-летнюю историю Christie's и всего аукционного бизнеса. Суммарный объем продаж в 2010 году составил $5 000 000 000.


В 2010-м году рост объема продаж Christie's по всему миру составил 55%. Пусть эта цифра столь высокая и по причине кризисного упадка прошлых лет, но она впечатляет. Продажи увеличились более чем вдвое.

Но и в этой цифре есть свои нюансы, которые делают статистику еще более любопытной. Из общего роста в 55%, объем выручки от частных продаж увеличился на 39%. А частные продажи - это именно те случаи, когда не банки, инвестиционные фонды и различные оффшорные компании расстаются с принадлежащими им произведениями искусства из корпоративных или инвестиционных коллекций, а именно частные владельцы (либо их наследники) выставляют вещь на торги из своей коллекции, причем напрямую, минуя сами аукционные торги. Хотя многие новые покупатели зачастую оформляют свои дорогостоящие покупки такого уровня от лица своей же компании, коллекционеры в классическом понимании все же совершают покупки сами и для себя. Рост продаж именно в этом сегменте показывает, что кризис заставил многих расстаться с самым ценным, вынудив продавать свои собственные либо недавно унаследованные произведения искусства чаще и больше. Именно Christie’s выпала честь выставлять на продажу наиболее выдающиеся частные собрания из тех, что появлялись на рынке в 2010 году. Среди них – коллекции Сидни Ф. Броуди, Уолтера и Филлис Шоренстайн, Эндрю Ллойда Уэббера, Майкла Крайтона, Макса Палевски и др.

Совершенствовались и методы продаж. Так, 28% покупок были совершены через Интернет (посредством сервиса Christie's LIVE). Для аукционного дома такого уровня провести почти треть своих сделок он-лайн - большое техническое достижение, равно как и заставить покупателей (или их представителей) внедряться в технологические новинки. Хотя, на мой взгляд, это уже чем-то начинает напоминать Ebay, и пропускающие торги покупатели (пусть даже по причине своей большой занятости) теряют как минимум порцию адреналина и возможность засветиться на столь достойном мероприятии (хотя многие покупатели как раз избегают этого же).

Кроме того, в прошлом году Christie's приобрел немало новых клиентов - 22,7% покупателей пришли на торги впервые. И именно они сделали  11% всех покупок - люди, впервые ставшие участниками торгов. А это более полумиллиарда долларов.

«2010 год был отмечен целым рядом новых рекордов, а первые результаты 2011 года говорят о том, что  арт-рынок продолжает демонстрировать стабильность на всех уровнях. Среди главных результатов прошедшего года хочется особо  отметить темпы роста, уверенные показатели частных продаж, а также увеличение числа интернет- продаж. Все это свидетельствует о том, что на рынке сегодня растет спрос на искусство вне зависимости  от того, каким путем осуществляется покупка» –  сказал Стивен П. Мерфи,  главный исполнительный директор Christie’s.

Похоже, для рынка искусства снова настали хорошие времена.